Пайка, сушка, пропитка и запекание обмоток

В электрических машинах используются три типа обмоток: концентрические, объемные и шаблонные. Обмотки с рисунком подразделяются также на обмотки с непрерывной изоляцией и втулочные обмотки.

С практической точки зрения ремонт обмотки требует демонтажа имеющейся обмотки с последующей ее заменой на новую, которая либо соответствует, либо превосходит данные пазовой изоляции и обмоточного провода.

Концентрическая намотка — процесс, который с течением времени все больше устаревает из-за своей трудоемкости. Этот способ намотки применяется, как правило, только в электрических машинах с закрытыми пазами и предполагает изготовление изоляционных гильз по шаблонам из материалов, соответствующих номинальному напряжению и теплостойкости машины. Кроме того, в гильзы устанавливаются шпильки в соответствии с размерами изолированного провода, и должна быть выбрана схема намотки, обеспечивающая наименьшее напряжение между соседними проводниками в пазу. Подготовка провода к намотке включает также удаление изоляции с обоих концов катушек.

При работе с объемными обмотками первым шагом является подготовка и установка изолирующих пазовых коробок в пазы. Следует отметить, что в старых машинах эти пазовые коробки обычно состояли из двух слоев электрокартона и одного слоя лакированной ткани. Однако в настоящее время они заменены пазовыми коробками, содержащими одну пленку электрокартона. В машинах более новых серий используется только один тонкий слой изоляционной пленки.

При восстановлении электрических машин старых серий применение новых материалов, в том числе обмоточных проводов, позволяет повысить их надежность и мощность. В то время как при ремонте машин более новых серий следует использовать только соответствующие высококачественные материалы и обмоточные провода. В противном случае ремонт приведет к снижению надежности машины, ухудшению ее технико-экономических показателей и значительному снижению мощности.

Кроме того, при рассмотрении качества ремонтных работ, коэффициента заполнения паза машины и ее надежности следует учитывать специализацию и механизацию работ на электромашиностроительных заводах, а также более низкий уровень технологии работ на ремонтных предприятиях.

Следующим этапом ремонтного процесса является намотка катушек на специальные шаблоны с регулировкой размера. Для отдельных катушек необходима изоляция линоксином, поливинилхлоридными или стеклопластиковыми трубками.

Сушка обмоток электрических машин до и после процесса пропитки производится в сушильных печах конвективным методом, для устранения потерь в стали статора или ротора — индукционным, для потерь в обмотках — токовым, для радиационного метода — инфракрасным облучением.
На электроремонтных предприятиях обычно используются вакуумные или атмосферные сушильные печи. Для эффективной работы индукционных сушильных машин требуется намагничивающая обмотка. Этот метод идеально подходит для крупных машин, поскольку позволяет сушить их на месте, а не помещать в печь. Такой подход не только более энергоэффективен, но и значительно сокращает время сушки.

Такой способ сушки очень выгоден, так как позволяет сократить время сушки по сравнению с печами в 5–6 раз, а потребление электроэнергии — в 4 и более раз.

Для удовлетворения требований более сложного оборудования за вакуумной сушкой должна следовать пропитка под давлением. Тем не менее, для первого и второго этапов необходима сложная аппаратура.