Обмотка статора, якоря, ротора

В конце концов, электродвигатель подвергается неизбежному износу или выходит из строя в результате нештатных ситуаций. В этот момент необходимо сделать выбор в пользу ремонта или замены двигателя. Если дефект кроется в обмотке статора или ротора, то целесообразным вариантом может быть перемотка, и с данным видом ремонта с высоким уровнем качества справятся специалисты производственной компании Скорса.

Диагностика обмотки и возможные причины неисправности

При работе электродвигателя существует вероятность возникновения неисправностей, которые могут привести к необходимости замены обмотки ротора или статора. Хотя признаки этого могут быть неочевидны, для точной диагностики необходимо специализированное оборудование.

Обмотка электродвигателя может быть повреждена в результате воздействия механических сил, попадания в систему посторонних предметов или технологических перегрузок. Кроме того, к перегоранию провода обмотки может привести заклинивание подшипников или случайное перенапряжение. Выход из строя обмотки статора двигателя обычно проявляется в виде отсутствия реакции при подаче питания. Если речь идет о коллекторном двигателе, то о нарушении цепи ротора (якоря) может свидетельствовать гудение, перегрев обмотки статора и отсутствие вращения при подаче энергии.

Естественное старение изоляции в сочетании с перегревом и механическими воздействиями может привести к короткому замыканию между обмотками или на корпус. Об этом свидетельствуют потенциальное напряжение на корпусе двигателя (если он не заземлен), срабатывание сетевого выключателя (если он заземлен), потеря мощности или полная остановка двигателя и т. д.

Неисправность межвитковой обмотки, которую трудно определить, может проявляться в виде повышенного шума, дыма и локального нагрева корпуса двигателя. При подаче напряжения двигатель не вращается. Поскольку сопротивление медного (и алюминиевого) провода минимально, даже несколько замкнутых витков могут затруднить определение общего сопротивления обмотки, которое с помощью тестера колеблется от долей до нескольких Ом. Часто такая проблема не видна и на глаз.

Особенности перемотки электродвигателей различных типов

Различные типы двигателей требуют специфического подхода к ремонту.

Асинхронные двигатели
Значительное большинство двигателей переменного тока, используемых в быту и даже на производстве, представляют собой трехфазные асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором. В этих двигателях единственной частью, которую можно перемотать, является статор.

Коллекторный двигатель
К этому типу двигателей относятся асинхронные двигатели с фазным ротором, синхронные электродвигатели и электродвигатели постоянного тока. Все они имеют коллектор, по которому ток поступает в обмотку ротора, обычно состоящую из эмалированного провода. В таких случаях может потребоваться перемотка как статора, так и ротора (якоря) двигателя.